четверг, 24 ноября 2011 г.

Вероника Тушнова. Не отрекаются любя...

 

Открываю томик одинокий -
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе,
И в столетьях мы не повстречались,
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались...
(В. Тушнова)



Впервые я открыла томик стихов Вероники Тушновой, который деликатно "забыла" на столе моя мудрая мама, почувствовав, что «время пришло». С тех пор они помогают мне во всех жизненных перипетиях, как говорится, и в горе, и в радости. Возможно, сегодня кто-то тоже откроет их для себя, а кто-то просто захочет перечесть.



Этими пронзительными стихами о любви зачитывалось не одно поколение. Они поражают своей проникновенностью, душевностью. Им веришь безоговорочно, потому что написаны они сердцем - всю биографию Вероники Тушновой можно изучать по ее стихам. Рассказать о Веронике Михайловне, которой в этом году исполнилось 96 лет со дня рождения и 46 лет со дня смерти (1915-1965), я решила после прочтения последнего опубликованного здесь рассказа Татьяны Каскевич и ваших комментариев к нему. С томиком стихов Тушновой вы никогда не будете одиноки, пронизанные любовью строки помогут разобраться в себе, обрести душевный покой. Их автор - пожалуй, одна из самых загадочных женщин-поэтов советской эпохи. Это о ней написала Юлия Друнина: "Была красивой, не была счастливой". Но кто знает, что является истинным счастьем?! И, возможно, за сложной, почти трагической судьбой и трудной любовью Вероники Михайловны скрыто неподвластное нашему простому человеческому пониманию счастье, ЕЕ счастье.

Она родилась в Казани, в профессорской семье. Стихи писала с детства, но, окончив школу, поступила не в литературный, а в медицинский институт — на этом настоял ее отец. Проучившись четыре года, оставила медицину и занялась живописью. А в 1941 году поэтическое вдохновение и желание заниматься филологией привели ее в Ленинградский литературный институт имени Максима Горького. Но учиться в нем Веронике Михайловне не пришлось — началась война.

В годы войны она работала врачом в госпиталях, выхаживая раненых. Во время ночных дежурств и в короткие минуты передышки писала стихи. "Доктор с тетрадкой" — так ее называли.

Красивая женщина с печальными глазами, она остро чувствовала и сопереживала чужую боль, по первому зову, в любое время дня и ночи бросалась на помощь. В ее жизни была большая любовь, взаимная, но тайная — ее избранник, поэт Александр Яшин, был женат. «Благословляю бурю, с которой никак не справлюсь», — говорила она о своем чувстве, а на бумагу ложились проникновенные, легкие, как крылья бабочки, и трепещущие, как сердце на ладони, строчки. Все ее стихи пронизаны любовью, а у героинь почти портретное сходство с автором: "ресницы, слепленные вьюгой, волос намокшее крыло, прозрачное свеченье кожи, лица изменчивый овал".

Вероники Тушновой не стало 7 июля 1965 года, она умерла от рака в возрасте 50 лет. В столе остались рукописи — ее стихи. В посвящении ей Юлия Друнина писала:
...Да, ты ушла.
Со смерти взятки гладки.
Звучат иных поэтов голоса.
Иные голосистей. Правда это.
Но только утверждаю я одно:
И самому горластому поэту
Твой голос заглушить не суждено...




Избранное…




***

Мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все, так и ты живи!
Больно многого хочешь,
нету людей таких.
Зря ты только морочишь
и себя и других!
Говорят: зря грустишь,
зря не ешь и не спишь,
не глупи!
Все равно ведь уступишь,
так уж лучше сейчас
уступи!
...А она есть.
Есть.
Есть.
А она — здесь,
здесь,
здесь, в сердце моем
теплым живет птенцом,
в жилах моих
жгучим течет свинцом. Это она —
светом в моих глазах,
это она — солью в моих слезах,
зренье, слух мой,
грозная сила моя,
солнце мое, горы мои, моря!
От забвенья — защита,
от лжи и неверья — броня...
Если ее не будет,
не будет меня!
...А мне говорят:
нету такой любви.
Мне говорят:
как все,
так и ты живи!
А я никому души
не дам потушить.
А я и живу, как все
когда-нибудь
будут жить!



***
Люблю?
Не знаю, может быть, и нет,
Любовь имеет
Множество примет,
А я одно сказать тебе могу:
Повсюду ты, во сне, в огне,
В снегу,
В молчанье, в шуме,
в радости, в тоске,
В слезах, в дыханье,
в жилке на виске,
В любой звезде,
Во всем! Всегда! Везде!
Ты памятью затвержен наизусть,
И ничего нельзя забыть уже.
Ты у меня в крови, в душе.
Ты понимаешь? Я тебя боюсь.
Напрасно я бежать,
Спастись хочу,
Ведь ты же сон, тепло,
Дыханье, свет…
Хочу прижаться к твоему плечу.
Люблю? Не знаю,
Нет других примет!



***
Сто часов счастья
Сто часов счастья...
Разве этого мало?

Я его, как песок золотой,
Намывала,
Собирала любовно, неутомимо,
По крупице, по капле,
По искре, по блестке,
Создавала его из тумана и дыма,
Принимала в подарок
От каждой звезды и березки...
Сколько дней проводила
За счастьем в погоне
На продрогшем перроне,
В гремящем вагоне,
В час отлета его настигала
На аэродроме,
Обнимала его, согревала
В нетопленном доме.
Ворожила над ним,
Колдовала...
Случалось, бывало,
Что из горького горя
Я счастье свое добывала.
Это зря говорится,
Что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
Не стыдилось над счастьем
Трудиться,
Чтобы не было сердце
Лениво, спесиво,
Чтоб за малую малость
Оно говорило «спасибо».
Сто часов счастья,
Чистейшего, без обмана.
Сто часов счастья!
Разве этого мало?

Вероника Тушнова



Я ЖЕЛАЮ ТЕБЕ ДОБРА!

Улыбаюсь, а сердце плачет
в одинокие вечера.
Я люблю тебя.
Это значит -
я желаю тебе добра.
Это значит, моя отрада,
слов не надо и встреч не надо,
и не надо моей печали,
и не надо моей тревоги,
и не надо, чтобы в дороге
мы рассветы с тобой встречали.
Вот и старость вдали маячит,
и о многом забыть пора...
Я люблю тебя.
Это значит -
я желаю тебе добра.
Значит, как мне тебя покинуть,
как мне память из сердца вынуть,
как не греть твоих рук озябших,
непосильную ношу взявших?
Кто же скажет, моя отрада,
что нам надо,
а что не надо,
посоветует, как же быть?
Нам никто об этом не скажет,
и никто пути не укажет,
и никто узла не развяжет...
Кто сказал, что легко любить?

share images - обмен фото


 ***

Нам двоим посвященная,
очень краткая,
очень долгая,
не по-зимнему черная,
ночь туманная, волглая,
неспокойная, странная...
Может, все еще сбудется?
Мне - лукавить не стану
все глаза твои чудятся,
то молящие, жалкие,
то веселые, жаркие,
счастливые,
изумленные,
рыжевато-зеленые.
Переулки безлюдные,
непробудные улицы...
Мне - лукавить не буду -
все слова твои чудятся,
то несмелые, нежные,
то тревожные, грешные,
простые,
печальные
слова прощальные.
Эхо слышу я древнее,
что в полуночи будится,
слышу крови биение...
Может, все-таки сбудется?
Ну, а если не сбудется,
разве сгинет, забудется
тех мгновений течение,
душ заблудших свечение?


 share images - обмен фото 



* * *
С тобой я самая верная, 
С тобой я самая лучшая, 
С тобой я самая добрая, 
Самая всемогущая. 

Щедрые на пророчества 
Твердят мне: 
- Счастье кончается! 
А мне им верить не хочется, 
Мне их слушать не хочется, 
Ну их всех! 

Ничего не кончится... 
Так иногда случается!

 



* * * 
Не опасаюсь впасть в сентиментальность,
для нас с тобой такой угрозы нет.
Нас выручает расстояний дальность,
число разлук, неумолимость лет.

Нам ничего судьба не обещала,
но, право, грех ее считать скупой:
ведь где-то на разъездах и причалах
мы все-таки встречаемся с тобой.

И вновь — неисправимые бродяги —
соль достаем из пыльного мешка,
и делим хлеб, и воду пьем из фляги
до первого прощального гудка.

И небо, небо, синее такое,
какое и не снилось никому,
течет над нами вечною рекою
в сплетеньях веток, в облачном дыму. 

 


***

Сутки с тобою,
месяцы — врозь...
Спервоначалу
так повелось.
Уходишь, приходишь,
и снова,
и снова прощаешься,
то в слезы, то в сны
превращаешься,
и снова я жду,
как во веки веков
из плаванья женщины ждут
моряков.
Жду утром, и в полдень,
и ночью сырой,
и вдруг ты однажды
стучишься: — Открой!—
Тепла, тяжела
дорогая рука...
...А годы летят,
как летят облака,
летят-пролетают,
как листья, как снег...
Мы вместе — навек.
В разлуке — навек.

 


2 коммент.:

Aza комментирует...

Моя душа... один... сплошной ВОСТОРГ !...
Стихи её... ЛЮБЛЮ... как и её ведь... тоже !!!...
Така уж СЕЛЯВИ - вот яма, вот бугор...
От этих строчек лишь мороз по коже !.....

Mademoiselle ARINA комментирует...

Ооо... как я Вас понимаю!

Отправить комментарий