понедельник, 16 января 2012 г.

Салонный разговор


Тогда светские люди старались быть лишь вежливы, любезны, остроумны, не думали изумлять глубокомыслием, которое и в малолюдных собраниях не совсем было терпимо. Екатерина II не поощряла серьезных разговоров в светской гостиной. Вечерние беседы назначены были для отдыха и увеселения после трудов. Нарушитель узаконений подвергался, по мере преступлений, наказаниям: выпить стакан холодной воды, прочитать страницу из Телемахиды, выучить к будущему собранию 10 стихов.


В светской гостиной культивировалась "наука салонной болтовни", которая заключалась в умении придавать особенный интерес всякому предмету, рассуждать о том, о другом, переходить от предмета к предмету с легкостию, приятностию. Светский человек не останавливается долго на одном предмете разговора, не вдается в рассуждения, а "скользит по предметам". Примечательно свидетельство А.Г. Хомутовой: "Вяземский порхал около хорошеньких женщин, мешая любезности и шутки с серьезными тогдашними толками."

Русское дворянство было неудовлетворено состоянием русского разговорного языка, которому не хватало еще выразительных средств, чтобы придать разговору легкость и приятность. Неудовлетворенность эта и явилась одной из причин засилья французского языка.



В светской беседе было не принято называть некоторые вещи своими именами. Бытовой язык света был насыщен эвфемизмами, выражениями, которые заменяли другие, неудобные для данной обстановки. Например, сказать о девушке, что она дурнушка считалось большим невежеством. Обыкновенно говорили: elle a change de grimme или "у нее доброе сердце". Новый литературный язык, который формировался в дворянской среде, в первую очередь ориентировался на устную речь светской гостиной. А разговорный язык светского общества ориентировался на речь дам, которые, по словам Гоголя, отличались "необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях". Хозяйка салона соединяла остроту ума, художественную одаренность с красотой и привлекательностью. Посетители салона привязаны к ней коллективным служением рыцарей избранной даме. Женщина царствовала в салонах не одним могуществом телесной красоты, но еще более тайным очарованием внутренней прелести своей.
Искусными хозяйками салонов были госпожа Рекамье, С.Н. Карамзина, княгиня Голицына, А.О. Смирнова-Россет.

Считалось, что мужчины не в такой степени одарены способностью вести легкий разговор, как женщины.
В салоне не требуется ораторов, там требуются люди, умеющие поддержать легкий разговор. Очем же следует разговаривать в светском обществе? О всем и о всех, ни о чем слишком долго и пространно, не исчерпывая до конца никакого предмета. Нет ничего в свете, о чем было бы нельзя вести легкого интересного разговора. Вы не должны повторяться и и вам следует иметь обширный репертуар рассказов и анекдотов. Все может послужить темой для разговоров: новости дня, происшествия в кругу ваших знакомых, театральные зрелища, концерты, путешествия, торжества. Нужно только распорядиться этим материалом искусно, tous genre est permis hors le genre ennu-yeux (все жанры хороши кроме скучного) .


Настоящий салонный разговор легко может обойтись без злословия; конечно, случается и здесь упомянуть о какой-нибудь слабости знакомого лица, повторить пикантный слух, но в порядочном обществе все это делается вскользь, мимоходом, а не смакуется с наслаждением. Болтовня не терпит раздражительного тона, резкого противоречия, упрямой настойчивости на своем мнении, колкости, обидных намеков, никакой навязчивости в суждениях. У салонной болтовни нет другой цели, кроме невинного развлечения.

Когда кто говорит, надобно его слушать и не прерывать ни для чего его речей, а тем менее для того, чтоб сказать, что я лучше о том знаю и расскажу. Во время чьего-нибудь рассказывания очень неучтиво скучать, зевать, глядеть на часы; так же не надобно лукаво улыбаться, шептать кому на ухо, или на иностранном языке сказать нечто, чего другие не разумеют. Если же мы что-либо рассказываем, то рассказывать надобно ясно и сколько можно короче, без всяких дальних околичностей, часто к делу не принадлежащих.

Soulacroix

Пустомеля всегда скучен. Он к стате и не к стате беспрестанно говорит и хочет, чтоб общество его только разговорами и занималось: надобно, чтоб всякий имел свободу и время свои мысли и рассуждения к общему разговору присоединять.

Не надобно даже браться сказать нечто смешное, и смеяться прежде, нежели о том рассказано будет ; и по рассказывании чего, может быть, никто и не улыбнется. Смешно, или не смешно что сказано, но кто беспрестанно тому смеется и хохочет, тот чрез сие открывает, сколь велик у него разум... Нет ничего глупее, когда человек своими дарованиями или делами хвастает.
Весьма грубая, но при всем том очень обыкновенная неучтивость вести разговор свой с одною особою, свидетельствовать к ней одной много привязанности, а другим в то самое время оказывать одну холодность и пренебрежение.

Tissot

Учтивость требует также, чтобы мы в обращении принимали в рассудок состояние души своего собеседника. Если ты примечаешь в нем некую досаду, печаль и оскорбление, то оставь его в покое , не мучь его своими рассказами и удались от него.

Если в беседе кто-нибудь скажет что-то непристойное или свойственное малым детям, хоть бы то происходило от глубокого невежества или худаго воспитания; не должно при сем случае смеяться , а должно более сострадать о его слабости или глупости. Когда ты что-нибудь рассказываешь, то не выжидай никогда одобрений. Таковый поступок даст знать твоим собеседникам, что ты насильно требуешь похвал и уважения, что самое противно правилам скромности.


Старайся соблюдать в речах твоих приятное согласие. В произношении букв не употребляй притворнаго какого недостатка. Сия погрешность сносна бывает в молодой и прекрасной женщине, но в мужчине вовсе нетерпима.

"Повседневная жизнь дворянства Пушкинской поры" Е.Лаврентьева
duchesselisa

0 коммент.:

Отправить комментарий