пятница, 20 января 2012 г.

Дом с привидениями

Марина Пикассо сделала все, чтобы избавиться от призрака своего гениального деда. Сначала в своей книге «Мой дед Пикассо» она рассказала, как великий художник сломал ее жизнь и жизни ее родных^А потом переделала его виллу, уничтожив почти все, что было связано с Пикассо.
File0381 - 0075-1 
Марина Пикассо устен виллы «Калифорния», 2002. В детстве ее едва пускали на порог, теперь она здесь полновластная хозяйка.
«Когда я писала книгу о своем детстве, я выплакала все глаза. Мне было так больно,что несколько раз я хотела бросить это занятие. Но мой друг и соавтор,писатель Луи Валентен, заставлял меня продолжать — пока я не добралась до самого дна». Марина Пикассо.


абло Пикассо однажды сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки». Так и случилось. Паблито, внук Пикассо, отравился через два дня после похорон деда. Спустя два года умер старший сын художника Пауло. Мария-Тереза Вальтер, одна из возлюбленных Пикассо, повесилась в 1977 году, а в 1986-м застрелилась его вторая жена Жаклин Рок. Внучка Пикассо Марина считает, что ей повезло. «Я должна была стать одной из жертв этого кораблекрушения. — пишет она в книге «Мой дед Пикассо», — но я выжила. Выжила благодаря жажде жизни, унаследован! юй от деда. Хотя деда, по сути, у меня никогда не было».
Ноябрь 1956 года. Шестилетняя Марина с отцом Пауло и братом Паблито стоят под дождем у массивных кованых ворот виллы «Калифорния». Сегодня четверг — день выдачи денежного содержания, которое Пауло регулярно получает от Пабло Пикассо, своего
знаменитого отца. «Папа нажимает на кнопку звонка. Мне становится жутко — так всегда бывает, когда мы приходим сюда, — вспоминает Марина. — Выглядывает привратник. «Вам назначено, месье Поль?» — обращается он к отцу. «Да». — «Подождите, пожалуйста, здесь». Через десять минут он возвращается: «Мэтр не сможет принять вас сегодня. Мадам Жаклин просила передать, что он работает». Все мы, включая привратника, понимаем, что это ложь. Обитатели «Калифорнии» — мой дед Пабло 11икассо и его жена Жаклин Рок — обращались с нами как с назойливыми коммивояжерами, которых не пускают на порог».
Двадцать лет спустя — после того как один за другим ушли из жизни Пабло Пикассо, его внук Паблито и сын Пауло — Марина неожиданно стала богатой наследницей. Кроме миллионного состояния, множества картин, рисунков и скульптур Пикассо, ей досталась и та самая «Калифорния», у ворот которой она в детстве часами ждала свидания с гениальным дедушкой. Огромная белая вилла, построенная в I860 году, стоит на склоне холма в окрестностях
Пабло Пикассо однажды сказал: «Моя смерть будет похожа на кораблекрушение. Когда под воду уходит океанский лайнер, в воронку затягивает все оказавшиеся поблизости суденышки». Так и случилось. Паблито, внук Пикассо, отравился через два дня после похорон деда. Спустя два года умер старший сын художника Пауло. Мария-Тереза Вальтер, одна из возлюбленных Пикассо, повесилась в 1977 году, а в 1986-м застрелилась его вторая жена Жаклин Рок. Внучка Пикассо Марина считает, что ей повезло. «Я должна была стать одной из жертв этого кораблекрушения. — пишет она в книге «Мой дед Пикассо», — но я выжила. Выжила благодаря жажде жизни, унаследованной от деда. Хотя деда, по сути, у меня никогда не было».

File0381 - 0075-3 
Пабло Пикассо с годовалой Мариной на руках, 1951.
File0381 - 0075-2
Ноябрь 1956 года. Шестилетняя Марина с отцом Пауло и братом Паблито стоят под дождем у массивных кованых ворот виллы «Калифорния». Сегодня четверг — день выдачи денежного содержания, которое Пауло регулярно получает от Пабло Пикассо, своего знаменитого отца. «Папа нажимает на кнопку звонка. Мне становится жутко — так всегда бывает, когда мы приходим сюда, — вспоминает Марина. — Выглядывает привратник. «Вам назначено, месье Поль?» — обращается он к отцу. «Да». — «Подождите, пожалуйста, здесь». Через десять минут он возвращается: «Мэтр не сможет принять вас сегодня. Мадам Жаклин просила передать, что он работает». Все мы, включая привратника, понимаем, что это ложь. Обитатели «Калифорнии» — мой дед Пабло 11икассо и его жена Жаклин Рок — обращались с нами как с назойливыми коммивояжерами, которых не пускают на порог».

File0382 - 0076-1

Двадцать лет спустя — после того как один за другим ушли из жизни Пабло Пикассо, его внук Паблито и сын Пауло — Марина неожиданно стала богатой наследницей. Кроме миллионного состояния, множества картин, рисунков и скульптур Пикассо, ей досталась и та самая «Калифорния», у ворот которой она в детстве часами ждала свидания с гениальным дедушкой. Огромная белая вилла, построенная в I860 году, стоит на склоне холма в окрестностях Канн. Отсюда открывается прекрасный вид на острова Леран и Лазурный Берег. Но мысль о том, чтобы поселиться здесь, приводила Марину в ужас. Она ненавидела этот дом, по которому еще бродил призрак Пикассо. «Я отчаянно пыталась избавиться от «Калифорнии». Но когда сделка сорвалась в третий раз подряд, я решила, что этот дом — моя судьба».

File0385 - 0079-1 
Свою бабушку Ольгу Хохлову Марина называет единственным человеком, которая была к ней добра. Марина бережно хранит дамский несессер, доставшийся ей от Хохловой. Кровать в спальне «Калифорнии» покрыта норковым одеялом — в честь русской бабушки, как уверяет Марина.
В прихожей гостей встречает портрет Ольги Хохловой, первой жены Пикассо и бабушки нынешней хозяйки «Калифорнии». Уроженка украинского Нежина познакомилась с Пикассо весной 1917 года в Риме благодаря Сергею Дягилеву, который пригласил художника оформить балет «Парад» на музыку Эрика Сати. Ольге тогда было двадцать шесть, она уже пять лет танцевала в труппе «Русского балета» и считалась балериной старательной и дисциплинированной, хотя никогда не была примой.

File0386 - 0080-2

Пикассо увлекся Хохловой с присущим ему темпераментом. Рим, Неаполь, Барселона — во всех городах, где выступал «Русский балет», они были вместе. «Осторожно, — предупреждал его Дягилев, -нa русских девушках надобно жениться». Свадьба состоялась в 1918 году в Париже, а в 1921 году у них родился сын Пауло. Но семейная идиллия продолжалась недолго. Ольга не понимала живопись Пикассо, терпеть не могла его богемных друзей, а главное -требовала, чтобы муж принадлежал ей одной. Сцены ревности приводили лишь к тому, что Пикассо все сильнее стремился избавиться от назойливой опеки жены. Позже, объясняя причины разрыва, он писал: «Она слишком многого от меня хотела… Это был худший период моей жизни».

File0385 - 0079-2

В январе 1927 года на одной из парижских улиц он увидел красивую блондинку с серо-голубыми глазами. «Он схватил меня за руку и сказал: «Я хотел бы написать ваш портрет, мадемуазель. Я — Пикассо!»» — рассказывала Мария-Тереза Вальтер, ставшая на многие годы подругой и моделью художника. Тогда ей было ceмнадцать, и она понятия нe имела отом, кто такой Пикассо: Художник прятал ее от Ольги, но его выдала живопись: новая любовь Пикассо всякий раз вытесняла предыдущую с его полотен. После очередной семейной сцены в июле 1935 года Ольга вместе с сыном уехала из их дома на улице Ля Бовси. Официального развода не было, так что формально она до самой смерти оставалась женой Пикассо.
В течение многих лет Марина Пикассо почти ежедневно посе­щала психоаналитика. «Четырнадцать лет слез, обмороков и страданий» помогли ей изгнать из своей жизни призраков прошлого. «Я наконец смогла стать собой, а не просто внучкой великого Пикассо», -говорит Марина.
File0383 - 0077-1Урок рисования» в «Калифорнии». Слева от Пикассо его дочь Палома и Катерина, дочь Жаклин Рок. Справа —сын Пикассо Клод с приятелем, 1957

В 1955 году Хохлова тяжело заболела. По­следние месяцы своей жизни она провела в больнице на Лазурном Берегу, неподалеку от городка Гольф-Жуан, где жили ее внуки. «Когда мы с Паблито приходили к бабушке в больницу, она брала нас за руки и рассказыва ла сказки по-русски, — пишет Марина. — Бабуш ка была единственным человеком, от которого мы в детстве слышали ласковое слово». Пикассо, живший по соседству, так и нe пришел ее на вестить. Вскоре Ольга умерла. «Каждый свой  холст Пикассо подписывал кровью тех, кто его любил, — утверждает Марина. — В первую очередь это относилось к любившим его женщи- нам. Каждую oн очаровывал, приручал, расчле нял на своих полотнах, выжимал по капле все соки, а потом выбрасывал обескровленную жертву из своей жизни». 

File0386 - 0080-1

В детстве «Калифорния» казалась Марине чем-то вроде сказочной пещеры Али-Бабы: мрачной, загадочной, полной чужих сокровищ. Повсюду царил чудовищный беспорядок гру-ды холстов, сваленные на заляпанных краской мольбертах и прямо на полу, скульптуры, торчащие изо всех углов, словно диковинные грибы, деревянные ящики, набитые африканскими масками, старые газеты, консервные банки, керамические плитки, а на стенах — головы бы-кови портреты: второй жены Жаклин Рок, дочерей Майи и Паломы, сына Клода, — всех, кроме нас с Паблито». По пути в мастерскую, где их обычно ждал Пикассо, детям всякий раз приходилось выслушивать наставления Жаклин: «Не шумите и ничего не трогайте!» «Никому не было дела до того, что Эсмеральда, дедушкина коза, носится по комнатам, гадит на холсты и царапа-ет pi нами мебель. Ведь в отличие от нас она была членом семьи», — вспоминает Марина.

File0386 - 0080-4

Когда Пабло бывал в хорошем настроении, он вырезал нам из бумаги человечков или что-то рисовал. Мы с Паблито завороженно смотрели, как он ловко орудует ножницами и карандашом. Но о том, чтобы взять эти рисунки с собой, не могло быть и речи. Еще бы, ведь это были работы великого Пикассо, которому было достаточно оставить свой автограф на салфетке, чтобы расплатиться за обед на сорок персон!» Единственным подарком, полученным за все эти годы из дедушкиных рук, были слепленные вместе фига и финик, начиненные грецким орехом. «Он подозвал нас с Паблито и с важным видом cyнул обоим в рот сладкий мякиш. Это было похоже на причастие».
File0387 - 0081-1 
В гостиной Марины Пикассо-эклектичное смешение современной и антикварной мебели, живописи, керамики и скульптуры.

Сегодня никакие призраки не тревожат покой обитателей «Калифорнии», Берлогу одинокого гения Марина превратила в уютный и вполне буржуазный дом для себя и пятерых детей, которых она воспитывает одна. ««Кали-форния» — это нe музей, а дом, где живег моя семья Я пыталась выкупить у наследников один из загородных домов Пикассо, чтобы устроить музей там, но получила отказ».
File0382 - 0076-2

В «Калисрорнии» нет больше ни тяжелых чугунных ворот, ни волшебной пещеры Али-Ба-бы:три комнаты, которые занимала мастерская  Пикассо, превратились в гостиную, библиотеку и столовую. Ситцевые шторы, выкрашенные  в панельные тона стены, сверкающая мебель, зеркала, ковры… О Пикассо напоминает разве liroero фотография в библиотеке и несколько ранних картин, которые развешаны в гостиной вперемежку с работами Дали, Матисса и Балтусa вопрос, не являются ли все эти перемены попыткой забыть Пикассо, Марина отвечает: «Забыть. Пикассо невозможно. В моей жизни выл период, когда я во всех своих бедах винила его одного. Мне понадобились годы, чтобы понять, как отчаянно одинок был этот человек, единственным доступным ему языком было искусство. К несчастью, никто из окружавших его людей этим языком не владел».
File0388 - 0082-1 

В современной «Калифорнии» почти ничто не напоминает о Пикассо, кроме его картин и фотографий. Марина не хотела ни дома-музея, ни дома-мастерской, ни дома, пробуждающего вос­поминания: «Когда я обставляла виллу, я думала прежде всего о своих детях».

МАРИНА ПИКАССО — РУССКОМУ AD

Теперь у меня есть право так его на­зывать. В детстве это было запре­щено. Всем, даже моему отцу, при­ходилось называть его «Пабло». Только так.
Вы не боитесь последствий ва­ших откровений?
Я вовсе не хотела разрушать со­зданный биографами и мемуарис­тами образ великого художника. Это Пикассо был разрушителем. Он всех нас сломал. Моя книга — это че­стный рассказ о прошлом, в ней нет ненависти. Это попытка рассказать правду, а не сведение счетов. Да, но и добрым этот рассказ не назовешь. Вы пишете: «Он был деспот, тиран, вампир». А мою жизнь, по-вашему, можно назвать «доброй»? А жизнь моего брата Паблито? Я вспоминаю о нем каждый день. Его смерть для меня -незаживающая рана. Из-за чего он покончил с собой? Паблито не смог примириться с тем, что ему не позволили про­ститься с Пикассо — его просто не пустили на похороны. Он выпил флакон хлорной извести и через три месяца умер. Все это время он страшно мучился. Ему было двад­цать четыре года.
Как проходила реставрация «Калифорнии»?
Моя работа над «Калифорнией» длилась два года и продолжается до сих пор. Первым делом я выгреб­ла из дома горы мусора. Пикассо ведь никогда ничего не выбрасы­вал. Когда надо было прибраться, он просто закрывал ставни, запи­рал входную дверь и переезжал в другой дом. По большому счету, я поменяла здесь не так много: ос­тавила старые окна, старый паркет, старые камины.
Как выглядел дом во времена Пикассо?
Как одна огромная мастерская, где царил невероятный хаос. Здесь он прятался от окружающего мира. Вы сохранили что-нибудь из любимых вещей Пикассо? Нет. Было несколько предметов, которые я хотела сохранить: его мольберт и кисти, например. Но все эти вещи сейчас находятся в музее Пикассо в Париже. Вы оставили какую-нибудь ста­рую мебель?
Удеда было очень мало мебели, и уж точно не было ничего интересного. А всю рухлядь я выбросила. В до­ме долгое время жили сквоттеры, так что вы можете себе представить, в каком он был состоянии. Есть ли у вас любимая комната в этом доме?
Да, кухня. Особенно когда там соби­раются все мои дети. Вы любите живопись Пикассо?
Долгое время мне не нравились его картины, потому что я не могла от­делить их от него самого и моих воспоминаний о нем. Со временем я научилась любить и понимать их.
Марина Пикассо живет на вилле «Калифорния» вместе со своими пятью детьми — двумя родными и тремя приемными. Когда-то Марину поразила встреча,устроенная во Вьетнаме «внучке товарища Пикассо». Она усыновила троих вьетнамских детей и создала фонд, на средства которого в окрестностях города Хо Ши Мина был построен поселок для трехсот пятидесяти детей-сирот.
File0384 - 0078-1
При новой хозяйке Калифорния» обрела вполне буржуазный вид. В гостиной французскская мебель XVIII века, на полу— обюссонский ковер. 

2 коммент.:

Хельга комментирует...

Познавательно, интересно прочитать о художнике, как о человеке. Хотелось бы мнение еще какого-нибудь близкого человека. Задумываешься о том, ну почему Бог дает талант, но отбирает что-то не менее важное. Ведь примеров масса, гении и злодеи рядом.

Анонимный комментирует...

Существуют книги и других внуков Пикассо, например Оливье Видмайера Пикассо, который считает книгу "Дедушка" Марины Пикассо, о которой здесь речь, пасквилем на Пикассо, передергиванием фактов. Он написал ответную книгу "Реальная история семьи Пикассо". Прочтите рецензию на книгу "Дедушка" вот здесь: http://picassolive.ru/blog/2984/marina-pikasso-dedushka/

Отправить комментарий