понедельник, 13 февраля 2012 г.

Сергей и Елена Довлатовы: "Краткое описание? - Муж"


Она вот уже 21 год его вдова, но многие восхищались ее мудростью и способностью понять писателя…
Он слыл личностью непостоянной, переменчивой, но ему нужно было просто крепкое женское плечо…
Они встретились в троллейбусе, и это определило их судьбу "путешественников"…

Она…
Она родилась в Ленинграде. Ее отец пошел добровольцем на фронт – в морскую пехоту, но вернулся оттуда инвалидом.
Он мечтал о карьере моряка дальнего плавания, но из-за службы в армии о ней можно было забыть – шансы получить визу равнялись нулю.
 
После войны Елена, как и все, пошла в школу и с успехом ее окончила.
По окончании работала много и в совершенно разных местах, часто меняя профессии, пока не встретила Его…
Он…
Он был записан под фамилией матери – Норы Сергеевны Довлатян, чья фамилия - "Довлат" - в переводе с тюркского означает "власть государства".
Он родился в Уфе, куда его родители эвакуировались с началом Великой Отечественной войны, а после ее окончания перебралась в Ленинград. Там в 1959 г. Сергей поступил в университет на филологический факультет на отделение финского языка, но проучился там всего два года – бросил. И тут же был призван в армию – охранять колонии в Республике Коми.
 
В этот же период студенчества в жизни Сергея появляется Ася Пекуровская – ученица вечернего отделения, самая эффектная девушка в университете. По словам Андрея Арьева, друга Сергея, женщины всегда благоволили Довлатову, а он – влюблялся мгновенно. За Асей ухаживали многие, но Сергею удалось жениться на этой красавице.
 
Семейная жизнь с ней  была странной. И недолгой. Периодической. Андрей Арьев вспоминает: "Как-то встретил Сергея через день после свадьбы, и он сказал мне: "Вот, Аська ушла…"
Они поженились в 1960 году, а развод оформили только в 1965. За это время Сергей успел встретить Ее…
Они…
В интервью журналу "Огонек" Елена вспоминала: "Мы познакомились в троллейбусе. Сергей заговорил со мной, мы проехали две остановки, потом некоторое время шли по одной улице. Не доходя Малого драматического театра распрощались -- Сергей пошел домой, а я в гости к одному художнику. В гостях было шумно, у меня разболелась голова, я хотела уйти. Сказала, что иду за сигаретами, хозяин послал со мной художника Мишу Кулакова с наказом привести обратно. Киоск был закрыт, я пошла к другому, пытаясь оторваться от Миши, но он во исполнение задания схватил меня за рукав. И надо же, чтобы в эту минуту мимо шел Довлатов. Он увидел мою борьбу с Мишей, который был в довольно сложном положении: его жена, чтобы удержать его дома, состригла со всей его одежды пуговицы. Он был завернут в рубашку, в пиджак, в пальто, как капуста, - поэтому одной рукой держал брюки, а другой меня. Вдруг сверху раздался голос: "Мне кажется, барышня не хочет с вами идти". И ко мне: "Лена, вы знаете этого человека?". Я сказала, что знаю, но все равно хочу домой. "Вам ничего не остается делать, как отпустить барышню", - обратился он к Мише, которому пришлось ретироваться. Сергей проводил меня до остановки, и мы расстались".


дочь Довлатова, Валентина Матвиенко, жена Довлатова
Он не спросил у Елены ни адреса, ни телефона, ведь тогда роман с Асей был в самом разгаре. Но Судьбе виднее и она то и дело пересекала их пути. "В течение трех лет мы случайно встречались на улице, - вспоминает Елена. - Правда, происходило это довольно часто -- ведь тогда вся молодежно-вечерняя жизнь крутилась на Невском, все мы жили поблизости друг от друга. Однажды Сергей даже потащился со мной к моей приятельнице и очень уговаривал пойти потом с ним в гости, но я отказалась. Потом Сергея забрали в армию, он приехал в отпуск и пошел со своим задушевным другом Валерием Грубиным в кафе "Север". Там сидела и я с друзьями. Выхожу позвонить - и сталкиваюсь с Сергеем. Встреча оказалась роковой. С нее начались наши отношения".
Расписались они только когда Сергей вернулся из армии, отслужив там три года – в 1969-м.
"Мы снимали квартиры, - рассказывает Елена. - Где-то за конечной станцией метро, потом в районе, похожем на тот, что в фильме "С легким паром". Когда мы выходили из троллейбуса, я всегда отсчитывала четвертый дом, и мы шли к нему, ни на что не отвлекаясь: боялись сбиться. Однажды Сергей заблудился и еле пришел домой. Когда родилась Катя, мы все переехали к его маме Норе Сергеевне…"


Судьба их разводила и сводила несколько раз. Сергей то уходил, то возвращался. Но Елена, на его счастье, обладала абсолютно ровным, невозмутимым характером. Даже когда Сергей вдруг собрался и уехал в Таллинн и начал там новую жизнь – нашел работу, гражданскую жену, родил дочь…
Близкие друзья говорят, что это была генеральная репетиция перед эмиграцией в Штаты.
У Елены и Сергея родилось двое детей – дочь Екатерина и сын Николас: "Я думаю, он бы был очень доволен, если бы я рожала каждый год. Ему нравилось быть главным в доме. Это чувствовалось, даже когда он гулял с собакой. Он шел такой большой, собачка маленькая, так и виделось много детей, бегущих за ним".
Помимо них у Сергея есть еще дочь Александра – от Аси, и дочь Мария – от эстонской гражданской жены Тамары Зибуновой. И все они живут в США (кроме Екатерины, которая вернулась в Россию).
"С началом перестройки Довлатов начал планировать поездку в Союз, - вспоминает Андрей Арьев. - Он очень хотел домой, в родной Питер. "...Но не просто в качестве еврея из Нью-Йорка, - писал он в письме, - а в качестве писателя, я к этому статусу уже привык и не хотел бы отказываться даже на время".

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен в армянской части еврейского кладбища "Маунт Хеброн" (Mount Hebron) в нью-йоркском районе Квинс. На просьбу охарактеризовать Сергея одним словом, Елена Довлатова ответила: "Муж".
Мысли вслух. В который раз убеждаюсь - насколько же разным бывает счастье. И насколько важно умение двух совершенно разных людей подбирать слова в общении друг с другом. Для Довлатова вес слова имел невроятное значение. А Елена всю свою жизнь работала (и до встречи с Сергеем) корректором. Все-таки умеет Жизнь связывать судьбы...


Леокадия Коршунова, etoya.ru

1 коммент.:

Анонимный комментирует...

Люблю очень Довлатова:и за прекрасную прозу, и за юмор, и порядочность по отношению к людям.Редко у писателей и поэтов присутствует это качество, как хорошо,что был такой человек, спасибо Господу Богу за великолепный подарок нам. Людмила

Отправить комментарий