среда, 30 мая 2012 г.

VALENTINA Санина-Шлеe. Грустная пьеса о любви, моде, дружбе и предательстве



Говорят, что сыграть на сцене любовь и дружбу очень трудно. А в жизни? В жизни практически невозможно. Но часто мы сами выдаем желаемое за действительное, не обращая внимания на того, на кого направлены наши чувства. Порой мы играем моноспектакль, конец которого известен всем…
Вот видишь ты, не мы одни несчастны,
И на огромном мировом театре
Есть много грустных пьес, грустней, чем та,
Что здесь играем мы!

Уильям Шекспир




Действующие лица:
Валентина Санина – актриса, дизайнер
Александр Вертинский - артист, композитор, поэт, певец, "русский Пьеро"
Георгий Матвеевич Шлеe (Шлей), он же Джордж Шлей – офицер Белой армии, бизнесмен, театральный импресарио, меценат, муж Саниной, “русский осетр”
Грета Гарбо – актриса
Волынский – суфлер, знакомый Александра Вертинского
Лев Бакст – театральный художник
Корреспондент журнала Vouge
Врачи "скорой помощи" в Париже
Консьерж дома на 52-ой авеню Нью-Йорка
Место действия: Украина, Франция, Соединенные Штаты Америки
Время действия: XX век.

Акт I

Разве можно от женщины требовать многого?
Александр Вертинский

Сцена I

1918 год. Харьков. Сумская улица. Дом 6. Артистическое кабаре Дома артиста.
9 часов вечера. Шумно. Дымно. Пестро. Все дамы в разноцветных открытых платьях с воланами и в фальшивых драгоценностях. Только молодая женщина за стойкой бара в облегающем, черном, закрытом платье c белым хрустальным крестиком, похожая на пушистую ангорскую кошку.
Суфлер Волынский
Знакомьтесь, Александр. Это начинающая актриса Валентина Санина.
(Валентина Санина протянула руку молодому человеку. Но в этот момент в баре многие узнали Александра Вертинского и окружили его).
Валентина Санина
И вам не надоело?
Александр Вертинский
Что именно?
Валентина Санина
Идолопоклонство.
Александр Вертинский
Надоело. Ищу себе дублера.
Валентина Санина
Как жаль. И давно это у вас?
Александр Вертинский
Три года.
Валентина Санина
Это нужно лечить.
Александр Вертинский
Каким образом?
Валентина Санина
Уходите в монастырь.
Александр Вертинский
Идемте лучше смотреть программу.
Так начинался их роман. Они оба родились в Киеве, но встретились только здесь. Ему было 29 лет, а ей 24. У них была одна общая черта – театральность. Правда, Александр Вертинский показывал ее на сцене, а Валентина Санина в жизни.

Сцена II

1918 год. Харьков. Гостиница "Астраханская". Угол Николаевской площади и Монастырского переулка, в левом крыле здания Дворянского собрания.
(После шумной ссоры)
Валентина Санина
Я пришла попросить у вас прощения.
Александр Вертинский
Откуда эта кротость? Вам она не идет.
Валентина Санина
Сегодня все просят друг у друга прощения, потому что Прощеное воскресенье. Простите ради Христа.
Александр Вертинский
Бог простит. “Я снесу, я стерплю, я смолчу”.


Александр Вертинский
Это все, что от вас осталось, —
Пачка писем и прядь волос.
Только сердце немного сжалось,
В нем уже не осталось слез.
Все окончилось так нормально,
Так логичен и прост конец:
Вы сказали, что нынче в спальню
Не приносят с собой сердец.

Мужчины! Не показывайте красивой женщине всей своей любви, она ее утомляет. Валентина устала и ушла.
Александр Вертинский
Так недолго вы были моей Коломбиною.
Вы ушли с представителем фирмы Одоль.
Далеко-далеко в свое царство ослиное
Вас увозит навеки трефовый король.


Валентина Санина стала роковой женщиной для Александра Вертинского. Эта женщина не отпускала его чувства много-много лет. Через 20 лет они встретятся на другом конце земли. А еще через 10 лет он напишет эти строки:
Где теперь вы вянете, старея?
Годы ловят женщин в сеть морщин
Так в стакане вянет орхидея,
Если в воду ей не бросить аспирин.

Хорошо, что вы не здесь, в Союзе.
Что б вы делали у нас теперь, когда
Наши женщины не вампы, не медузы,
А разумно кончившие вузы
Воины науки и труда!…

Москва, 24 апреля 1949

Акт II

А потом – города, степь, дороги, проталинки…
Александр Вертинский

Сцена I

На перроне маленькой украинской железнодорожной станции между Харьковым и Севастополем.
Георгий Шлее
Что делает такая красивая женщина в этом Богом забытом месте?
Валентина Санина
Бегу как и все.
Георгий Шлей
Куда? Может, нам по пути?
Валентина Санина
Вот этого я не знаю…
Георгий Шлее
О! У меня большие планы на будущее, но, увы, не в этой стране.
Валентина Санина
Вы - оптимист…
Георгий Шлее
Просто хочу нормально жить. Устал воевать.
Валентина Санина
А где можно нормально жить?
Георгий Шлее
Теперь там, где захотите вы. Сейчас я беден как церковная мышь, но в ближайшем будущем собираюсь вас сделать богатой женщиной. Такому бриллианту нужна богатая оправа. У вас есть средства нам на дорогу?
Валентина Санина
Вы собираетесь меня грабить?
Георгий Шлее
Нет. Я уже вас украл.
Дальше они уже шли по жизни вместе.
Севастополь, Константинополь… Поддельные греческие паспорта взамен на последние драгоценности Валентины.
Греция, Италия… Попытки Валентины сниматься в немом кино…

Сцена II

1922 год, Париж, Елисейские поля
Прохожий
Мадам, простите! Можно к вам обратиться?
Валентина Санина-Шлее
Да, конечно.
Прохожий
Вы необычно выглядите. Сейчас странная мода: у всех женщин короткие стрижки и эти ужасные мешковатые платья. Но вы… Эти чудесно уложенные длинные волосы! А ваше платье – это сама женственность. Не могли бы вы сшить для моей дочери такое же?
Валентина Санина-Шлее
Я с радостью помогу вашей дочке.
Прохожий
Спасибо, мадам!

Сцена III

Париж, Елисейские поля, театр "Фемина", кабаре “Летучая мышь”…
Лев Бакст
Валентина! Вы сегодня великолепно выглядите! Платье просто чудесное. Это снова ваша работа?
Валентина Санина-Шлее
Благодарю вас, Лев. Придумывать платья – это моя отдушина.
Лев Бакст
Как долго вы служите в труппе Никиты Балиева?
Валентина Санина-Шлее
Уже второй сезон. Но мне дают только маленькие роли. Здесь у меня нет никаких перспектив.
Лев Бакст
А почему вы не займетесь серьезно делом, к которому имеете талант? Вы превосходно умеете шить. Оригинально и смело. У вас великолепный вкус, прекрасное чувство стиля.
Валентина Санина-Шлее
Спасибо. Я подумаю над этим.
1923 год, Атлантика, Нью-Йорк… Немного денег, но много планов, идей и чемодан странных платьев…
1925 год, объявление в газете “Одеваю дешево и хорошо русскую колонию”…
1928 год, создание Дома моды Valentina Gowns.

Сцена IV

30-е годы XX века, Манхэттен, район Верхний Ист-Сайд, модный дом Valentina Gowns
Корреспондент журнала Vouge
Валентина! Сегодня ваш дом моды – это один из самых дорогих и известных американских домов моды. В чем секрет вашего успеха?
Валентина Санина-Шлее
Я не гонюсь за модой. Мои творения вне моды. Их можно будет носить и через 10 лет, и через 25. "Надо шить с расчетом на целый век. Надо забыть, какой на дворе год".
Корреспондент журнала Vouge
На обложках журналов вы часто сами демонстрируете одежду своего Дома. Вам трудно найти достойную модель для ваших творений?
Валентина Санина-Шлее
Нет. Просто я – лучшая реклама для своих моделей.
Корреспондент журнала Vouge
Что вы цените в одежде, прежде всего?
Валентина Санина-Шлее
Роскошную простоту и благородство.
Корреспондент журнала Vouge
Говорят, что в общении с клиентами вы ведете себя как диктатор. Это правда?
Валентина Санина-Шлее
Да. Я считаю, что, если клиент приходит ко мне, то он должен мне всецело довериться. Здесь компромиссов не признаю. Я – профессионал, поэтому я лучше знаю, что лучше подойдет клиенту. Например, я очень люблю черный цвет. Но многие его не понимают. Поверьте, будущее моды за этим цветом. Я не люблю никаких шелковых цветов на одежде и никакого меха, кроме соболя. В норке можно ходить только на футбол. Еще я не терплю высоких каблуков. Я не буду работать с женщиной, если она не откажется снять обувь на высоких каблуках для моих нарядов.
Корреспондент журнала Vouge
Вечерние платья вашего Дома вне конкуренции. Почему?
Валентина Санина-Шлее
Девиз Valentina Gowns - "Никаких жутких брошек и бантов на задницах!" Каждое мое платье несет определенный соблазнительно благородный образ. Ведь каждая женщина хочет произвести сногсшибательный эффект. В моих платьях женщина легко может броситься мужчине на шею, ничуть не боясь, что оно помнется.
Корреспондент журнала Vouge
Я слышал, что вам предложил сотрудничество один из бродвейских театров.
Валентина Санина-Шлее
Сейчас я работаю над костюмами к спектаклю Боба Синклера "Вестсайдская история". Скоро их можно будет увидеть на Бродвее.
Корреспондент журнала Vouge
Среди ваших клиентов много известных людей…
Валентина Санина-Шлее
Моими клиентами являются Кэтрин Хепберн, Пола Негри, Клодетт Кольбер, Гертруда Лоуренс, Глория Свенсон и Грета Гарбо
Корреспондент журнала Vouge
Какие отношения у вас с Гретой Гарбо?
Валентина Санина-Шлее
Она – моя лучшая подруга.
Корреспондент журнала Vouge
Какие отношения у Греты Гарбо с театральным бизнесменом и вашим мужем Джорджем Шлее?
Валентина Санина-Шлей
Они друзья…

Акт III

Как хорошо без театральных сцен,
Без длинных "благородных" объяснений,
Без этих истерических измен,
Без этих запоздалых сожалений.

И как смешна нелепая игра,
Где проигрыш велик, а выигрыш ничтожен,
Когда партнеры ваши - шулера,
А выход из игры уж невозможен!

Александр Вертинский

Сцена I

Манхэттен, район Верхний Ист-Сайд, модный дом Valentina Gowns
Валентина Санина-Шлеe
Добрый день, мисс Браун! Спасибо, что зашли по моей просьбе.
Грета Гарбо
Здравствуйте, миссис Шлей. С моим платьем что-то не так?
Валентина Санина-Шлеe
Нет. Просто я хотела уточнить рисунок вашего платья, Грета... Мне пришла одна идея…
Грета Гарбо
Вы знаете, кто я?
Валентина Санина-Шлеe
Знаю… А это что-то меняет?
Грета Гарбо
Нет.
Валентине Саниной казалось, что она стала для Греты Гарбо лучшей подругой. Как же она гордилась этой дружбой… Внешне Грета и Валентина были очень похожи. Иногда они даже выходили в свет одинаковых нарядах. И многие их путали.

Сцена II

Примерочная кабина в модном доме Valentina Gowns.
Джордж Шлее
А вы действительно чем-то похожи на мою жену.
Грета Гарбо
Вы находите? Мистер Джордж, если не ошибаюсь? Разрешите, я оденусь.
Джордж Шлее
Да, да, конечно… Просто я никогда не видел раньше так близко обнаженных звезд. Я ошеломлен вашей красотой…
Грета Гарбо
My Own… Может быть, в этом виновато это ароматное творение вашей жены?
Джордж Шлее
Может быть…

Сцена III

Нью-Йорк, 52-ая авеню.
Валентина Санина-Шлее
Для чего Гарбо купила в нашем доме квартиру? Чтобы быть поближе к тебе?
Джордж Шлее
Не знаю.
Валентина Санина-Шлее
Зря я отпустила вас двоих в Европу. Мои дела могли и подождать.
Джордж Шлее

Валентина Санина-Шлее
Что ты в ней нашел? У нее такой же ужасный характер как у меня. Конечно, она значительно моложе меня.
Джордж Шлее
Дело не в этом…
Валентина Санина-Шлее
Ты влюблен? Так женись на ней! Что ты мучаешь и себя, и меня?
Джордж Шлее
Да, я люблю ее, но она никогда не захочет выйти за меня замуж… И по большому счету, у нас с тобой намного больше общего!

Сцена IV

1964 год, Париж, отель Crillon.
Грета Гарбо
Вы можете помочь моему спутнику? Ему плохо с сердцем.
Врачи "скорой помощь"
Госпожа Гарбо! Мы в восхищении! Такая удача, что мы видим вас! Можно ваш автограф?
(Джордж Шлее умер в номере отеля Crillon, оставив почти все состояние Грете Гарбо).

Сцена V

1980 год, Нью-Йорк, 52-ая авеню.
Валентина Санина-Шлей
Добрый день! Я бы хотела узнать, госпожа Гарбо уже зашла в свои апартаменты?
Консьерж
Здравствуйте, миссис Шлее. Да, она у себя. Вы можете выходить.
Консьерж
Госпожа Гарбо. Вы просили перезвонить, когда миссис Шлее спустится вниз.
Грета Гарбо
Благодарю вас.
Валентина Санина и Грета Гарбо после смерти Джорджа прожили в одном доме более 20 лет, не общаясь друг с другом. Более того, каждая из них платила консьержу за то, что не допускал их встреч. Валентина ушла первой. Ее похоронили рядом с мужем. Через год ушла Грета Гарбо.


Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Шекспир

Когда-то в моде была театральность. Заигрываясь и запутываясь в своих же сетях, люди теряли настоящее. Сегодня в моде искренность. Но как же часто мы играем в нее.


Снежана Реймерс, специально для Etoya.ru

0 коммент.:

Отправить комментарий