воскресенье, 17 июня 2012 г.

«Mon Paris à moi...». Париж, я люблю тебя, я не люблю тебя…

Натали Лемерсье


Знаете ли Вы песню «Paris» франко-израильской певицы Яэль Наим? Мне она очень нравится, потому что является для меня выражением того противоречивого чувства, которое испытывают к французской столице его жители, будь то парижане «в третьем колене», обосновавшиеся здесь провинциалы и иностранцы, регулярно приезжающие в Париж бизнесмены или же просто туристы…



А, между тем, смысл этой песни прямо противоположный: Яэль Наим поет – на своем родном языке, которого я не знаю – о том, как она покинула родину и переехала во французскую столицу. Но грустная мелодия и несколько слов по-французски («О да, я так счастлива, но почему же я плачу по ночам») стали для меня поэтическим выражением нашего двоякого отношения к Парижу. Ах, Париж… (вздох)

Недавно в интернете появилось видео «Так говорят парижане», высмеивающее типичного жителя столицы и парижскую претенциозность (всем известно, что парижане делят Францию на Париж и «французскую пустыню», а всю планету – на «Я, Париж и остальной мир». Ролик также подтрунивает над нашим столичным сплином и столь часто повторяемым, но никогда не реализуемым намерением «в корне изменить свою жизнь». Париж – это своего рода «золотая клетка», в которой мы задыхаемся как в буквальном (загрязненный воздух), так и в переносном смысле (бешеный ритм жизни). Мы понимаем, что нам необходимо уехать отсюда, но мы всегда возвращаемся. Лично я знаю мало таких людей, которые, как мои родители, не любили бы Париж и покинули бы его при первой же возможности…


Place des Vosges
                                                              Площадь Вогезов © Катарина Коровникова

Для меня Париж – это и дом, и нет. Здесь находится почти все, что имеет для меня значение, здесь живут почти все мои друзья. Мне нравится большое количество культурных мероприятий, которые регулярно проходят в Париже, но я не люблю парижский снобизм, который обязывает нас выстаивать трехчасовые очереди, чтобы посмотреть ту или иную выставку, потому все делают так же, как я. Мне нравится столичная архитектура, но я жалею, что не могу увидеть здесь красоту природы: ночью единственными звездами Парижа являются электрические лампочки на Эйфелевой башне. Мне нравится богатая история города, но меня возмущают парижские цены на все, вплоть до крохотного экспрессо на террасе кафе. И так без конца...

Hotel de ville
                                                      Площадь парижской мэрии © Катарина Коровникова

Уехать или остаться? Это вечная дилемма «Путешествия» Шарля Бодлера. Каждый раз, когда я еду в отпуск или отправляюсь на долгое время в другую страну, я испытываю такое облегчение от того, что, наконец, сменила обстановку, такое чувство свободы, что я торжественно клянусь покинуть Париж: я обещаю сама себе, что перееду жить в одну из европейских столиц или же в провинциальный городок, и даже (мое намерение поменять жизнь больше не имеет границ!) в забытый Богом уголок – куда угодно, только подальше от Парижа!
Montmartre
                                                                  Монмартр... © Катарина Коровникова

Когда же я возвращаюсь в столицу, чувство отвращения еще сопровождает меня некоторое время (сложно вновь примириться с удушающим запахом парижского метро, когда Вы успели от него отвыкнуть…), но я вновь погружаюсь в свой привычный ритм жизни, вновь встречаюсь со своими друзьями… В общем, постепенно рутина берет свое и удушает мои робкие попытки «все изменить». Но я по-прежнему не удовлетворена: довольно быстро парижское удушье и желание уехать вновь овладевают мной, и я пользуюсь первым же предлогом, чтобы сбежать из города хотя бы на выходные… И так проходят месяцы и годы.

TuileriesVerre de vin
                                                               Ах, Париж... © Катарина Коровникова

Правда в том, что Париж – это город, который воплощает наше хроническое неудовлетворение и нашу неспособность что-то исправить, это своего рода «болезнь века». Как всегда, Бодлер был прав, Париж – это символ нашего времени. Ах, Париж…

0 коммент.:

Отправить комментарий